Дискложес  ☰      

декларации о доходах

Дискложес     Автоматизированный сбор деклараций о доходах

Гендерный анализ деклараций о доходах 2010-2019 гг

Алексей Сокирко, март 2021, sokirko@yandex.ru

Введение

В этом исследовании мы попробуем изучить публичные декларации российских чиновников с позиции гендерного анализа. В нашем распоряжении есть около 4 млн деклараций чиновников за период с 2010 года по 2019 год. Нас интересует произошли ли какие-нибудь видимые изменения за эти годы с учетом рубрики (сферы деятельности чиновника). Данное исследование - это первый подход, скорее, это просто знакомство с данными.

С некоторой точностью и полнотой (полнота 90%) мы можем по имени и фамилии распознать, является ли данный чиновник мужчиной или женщиной. Для чиновника с неизменяемой фамилией и инициалами, например "Сокирко А.В.", предсказать пол по ФИО не получится. Такое алгоритмическое предсказание пола по ФИО даёт 636228(46%) чиновников-мужчин, и 769861 (54%) чиновников-женщин. Однако доля женщин в базе существенно меняется в зависимости от года:

Год Процент чиновников c женским именем
201044.95
201147.61
201256.06
201359.89
201461.09
201556.08
201658.64
201761.37
201861.47
201961.6

Мы пока не понимаем причины этого равномерного роста женской доли.

С 2010 года ООН использует индекс гендерного неравенства, по которому Россия с ее показателем в 0.2 отстает минимум в два раза от европейских стран (показатель <= 0.1). Удивительно, что США очень похожи на Россию по этому показателю. Не удивляет, что есть страны (Египет, Индия), где этот показатель больше 0.4.

По данным ООН в среднем по всему миру женщины зарабатывают на 24 процента меньше, чем мужчины.

Пользователи сайта disclosures.ru сами могут провести некоторые сравнения, поскольку ограничение на пол можно задать при поиске деклараций. Например, можно выяснить, что число мужчин владельцев дорогостоящего автомобиля Ferrari на порядок больше числа женщин.

Гендерный анализ по рубрикам (сферы деятельности)

Мы разбили все организации (ведомства) на 11 рубрик и подсчитали, сколько мужчин и женщин работает в организациях этой рубрики:

РубрикаПолЧисло чиновниковДоля этого пола(проценты)
Судымужской6772121.01
Судыженский6772178.99
Муниципалитетымужской44703131.39
Муниципалитетыженский44703168.61
Образованиемужской3809132.18
Образованиеженский3809167.82
Военныемужской14560791.6
Военныеженский1456078.4
Cиловикимужской4514346.65
Cиловикиженский4514353.35
Здравоохранениемужской1427637.77
Здравоохранениеженский1427662.23
Прокуратурамужской683787.64
Прокуратураженский683712.36
Законодательная властьмужской1569468.5
Законодательная властьженский1569431.5
Избиркомымужской382538.77
Избиркомыженский382561.23
ФСИНмужской9605874.24
ФСИНженский9605825.76
Исполнительная властьмужской49527841.51
Исполнительная властьженский49527858.49
Остальныемужской5504835.91
Остальныеженский5504864.09

В этой таблице почти нет ничего удивительного для взрослого российского гражданина. К этим видимым гендерным перекосам мы все давно привыкли. В судах, в сфере образования и здравоохранения женщин работает примерно в два раза больше, чем мужчин. В прокуратуре, тюрьмах и армии ситуация обратная.

Перекос в рубрике ФСИН (работа в тюрьмах, зонах, СИЗО) объясняется простым фактом, что места лишения свободы в России делятся на мужские и женские, а женщин-осужденных - только 15%.

Насколько мы знаем, в российском законодательстве не часто можно найти разницу в правах мужчин и женщин. Хотя самый простой пример у всех на виду - это срочная служба, которая в России обязательна только для мужчин. Получается, что гендерные перекосы в рубрике "ФСИН" и "Военные" имеют внешние объективные причины.

Во остальных случаях можно предположить, что регуляция по полу происходит во многом бессознательно, опираясь на стереотипы нашего общества. Если попытаться найти общий знаменатель для "мужских" рубрик, можно предложить следующее. В мужских рубриках явно присутствует элемент открытого насилия или угрозы насилия, атаки, обвинения, агрессии. Образование, суды и здравоохранение по большей части требует взаимодействия с не полностью самостоятельными людьми (дети, больные или совершившие преступления). Работа с такой категорией людей не предполагает наличия прямой агрессии с их стороны (ребенка, обвиняемого или пациента). Это работа требует умения слушать, увещевать, возможно, проявлять вербальную агрессию. Специалисты обнаруживают, что еще в детстве мальчики предпочитают открытую агрессию, а девочки - вербальную агрессию.

Гендерный перекос в доходах

Исследователи гендерных проблем сообщают, что перекос в зарплатах мужчин и женщин наблюдается во всех странах. Мужчины везде получают больше, но на государственных и муниципальных должностях зарплата (доходы) формально по закону не зависят от пола. Причины перекоса в том, что мужчины имеют доступ к более высоким должностям. Специалисты по гендерным вопросам используют понятие "стеклянный потолок", предполагая, что карьера женщины в какой-то момент упирается в этот "стеклянный потолок". Например, женщина может быть просто прокурором, а прокурором субъекта федерации стать уже не может из-за каких-то наших стереотипов, отсюда возникает более низкая средняя зарплата у женщин по всей рубрике "Прокуроры".

Везде ниже гендерным перекосом мы будем называть, на сколько процентов женщина в этой области получает меньше мужчин. Ниже мы даем данные гендерного перекоса дохода по рубрикам.

РубрикаПолДеклараций в рубрикеМедианный доходГендерный перекос
Судымужской1965938744080
Судыженский19659347637683
Муниципалитетымужской13643606099890
Муниципалитетыженский136436046195532
Образованиемужской1218487929630
Образованиеженский1218487242839
Военныемужской26565510395200
Военныеженский26565580237529
Cиловикимужской972867489600
Cиловикиженский97286314846137
Здравоохранениемужской4564312547460
Здравоохранениеженский4564381489553
Прокуратурамужской3084713804920
Прокуратураженский30847119121115
Законодательная властьмужской4763921232260
Законодательная властьженский476391055146101
Избиркомымужской1356810000000
Избиркомыженский1356882766720
ФСИНмужской2356724130670
ФСИНженский23567237048711
Исполнительная властьмужской13335026646730
Исполнительная властьженский133350252172627
Остальныемужской1672928990870
Остальныеженский16729266579435

Самый большой гендерный перекос наблюдается в рубрике "Силовики" - 137%. Рубрика "Силовики" почти полностью состоит из полиции. Потом идет рубрика "Законодательная власть" (101%), а потом - "Суды" (83%). Есть еще какое-нибудь объяснение, кроме стеклянного потолка для этих рубрик? Мы его не знаем. Мы отдельно изучили декларации из рубрики "Суды", в которых должности начинаются со слова "судья" (кроме судей, в этой рубрике много чиновников из судейского аппарата). Разница между доходами судей-мужчин и судей-женщин не является значительной.

Гендерный анализ доходов супруг(ов)

Если мы можем определить пол чиновника, значит мы можем определить пол супруга(и) (официальных однополых браков в России почти нет). Посчитаем гендерный перекос не для самих чиновников, а для жен(мужей):

РубрикаПолДеклараций в рубрикеМедианный доходГендерный перекос
Судымужской975094900300
Судыженский9750934079243
Муниципалитетымужской8267923913250
Муниципалитетыженский82679230093430
Образованиемужской772153738950
Образованиеженский772153590104
Военныемужской1672365536880
Военныеженский167236234301136
Cиловикимужской559173600130
Cиловикиженский5591727460831
Здравоохранениемужской279415718180
Здравоохранениеженский279415274278
Прокуратурамужской227154660110
Прокуратураженский2271534038636
Законодательная властьмужской305036354450
Законодательная властьженский3050346472836
Избиркомымужской80284993290
Избиркомыженский802835977938
ФСИНмужской1432133276180
ФСИНженский14321319834265
Исполнительная властьмужской7635434394930
Исполнительная властьженский76354330251045
Остальныемужской987874717220
Остальныеженский9878737188726

В отличие от гендерного перекоса дохода самих чиновников, эти данные явно больше связаны "полом" самой рубрики. Нас не удивляет большой гендерный перекос доходов в мужских рубриках "Военные" и "ФСИН". Нас не удивляет почти отсутствие перекоса в женских рубриках "Образование" и "Здравоохранение". Однако на этом "связь" заканчивается - в "Прокуратуре" (мужская) и "Суде" (женская) наблюдается средний перекос(43% и 36%). Вынуждены признать, что мы пока не можем построить модель, которая хотя как-то объясняет эти данные.

Автомобилизация

Число женщин за рулем в России стремительно растет, хотя, по оценкам специалистов, женщин за рулем всего 10-20% . Интересно взглянуть на разницу в автомобилизации между мужчинами и женщинами, посчитанной по декларациям.

РубрикаПолКол-во автомобилей в рубрикеАвтомобилизацияГендерный перекос
Судымужской204446600
Судыженский2044463379
Муниципалитетымужской1410402730
Муниципалитетыженский141040231131
Образованиемужской130337720
Образованиеженский1303373699
Военныемужской244573670
Военныеженский2445733687
Cиловикимужской107681600
Cиловикиженский10768124147
Здравоохранениемужской47706710
Здравоохранениеженский4770634107
Прокуратурамужской31534620
Прокуратураженский315344441
Законодательная властьмужской49891720
Законодательная властьженский498914462
Избиркомымужской15134710
Избиркомыженский151343982
ФСИНмужской375929650
ФСИНженский37592928130
Исполнительная властьмужской1461715650
Исполнительная властьженский146171530117
Остальныемужской177365650
Остальныеженский17736531106

Мы видим, что женщин-водителей в среднем в два раза меньше, чем мужчин-водителей. Это гораздо лучше среднего показателя по стране (1 женщина к 10 мужчинам-водителям), но гораздо хуже Европы, где соотношение примерно один к одному. Почему самый большой гендерный перекос по автомобилизации наблюдается в рубриках "ФСИН" и "Силовики". Может быть, деление на рубрики вообще не может объяснить гендерный перекос по автомобилизации? Больше вопросов, чем ответов.

Неполные семьи

Мы попробуем изучить гендерный перекос по доходам для чиновников, у которых нет супруг(ов), но есть дети. Это неполные семьи.

РубрикаПолДеклараций в рубрикеМедианный доходГендерный перекос
Судымужской2557410561540
Судыженский2557453870496
Муниципалитетымужской1138436447210
Муниципалитетыженский11384346950937
Образованиемужской63589083090
Образованиеженский635867498434
Военныемужской852911672000
Военныеженский852985232936
Cиловикимужской87367771340
Cиловикиженский8736361824114
Здравоохранениемужской331512948610
Здравоохранениеженский331574884472
Прокуратурамужской206614000190
Прокуратураженский2066108950928
Законодательная властьмужской332027712230
Законодательная властьженский33201035694167
Избиркомымужской116511321100
Избиркомыженский116582735736
ФСИНмужской188645559180
ФСИНженский1886437157149
Исполнительная властьмужской1195247370400
Исполнительная властьженский11952454496535

По сравнению с доходами самих чиновников (см. таблицу выше) гендерный перекос в этом срезе очевидно увеличивается, т.е. одинокие женщины с детьми получают меньше (работают на более низких должностях), чем одинокие мужчины с детьми. Особенно это заметно в рубрике "Образование", где перекоса фактически не было при сравнении по всем декларациям (9%) и где этот перекос явно возник (34%). Кажется вполне разумным объяснение, что одинокие женщины больше занимаются своими детьми, чем карьерой, а одинокие мужчины находят помощников (бабушки, няни и т.д.)

Гендерный перекос по доходам по годам

Совсем пока непонятным выглядит средний гендерный перекос по доходам, если посмотреть отдельно по каждому году. Почему перекос увеличивался до 2014 года, а потом стал падать? Можно ли это объяснить какими-то крупными изменениями в выборках? Мы, например, знаем, что в последнее время многие судьи перестали публиковать информацию о своих доходах. Может ли это отразиться на всем множестве? Это, конечно, надо изучить в будущем, а пока просто оставим здесь эти данные:

РубрикаПолДеклараций за этот годМедианный доходГендерный перекос
2010мужской2211194053390
2010женский22111930499032
2011мужской2926874659630
2011женский29268733486639
2012мужской4232845421450
2012женский42328437659543
2013мужской3952607006380
2013женский39526045408054
2014мужской3643058982600
2014женский36430552916069
2015мужской4000958604860
2015женский40009552359764
2016мужской4167589052960
2016женский41675855112164
2017мужской4414229238980
2017женский44142256993162
2018мужской4400959839670
2018женский44009561451960
2019мужской37411110879860
2019женский37411168416259

Заключение

По данным, приведенным выше по тексту, мы можем подтвердить наличие гендерного перекоса в доходах и автомобилизации российских чиновников. Однако построить разумную модель и найти разумные причины нам не удалось. Можно довольно долго рассуждать о русских психологических стереотипах, пытаясь найти разумные обоснования наблюдаемым данным. Важно понимать, что ситуация в этом области довольно быстро меняется, российское общество под влиянием общемировых тенденций движется к гендерному равенству. И важно понимать, что это гендерное равенство достижимо не только с помощью прямого регулирования, но и просто общим снижением агрессивности в обществе, а точнее, в сфере, где предполагаются высокие доходы.