Дискложес  ☰  

декларации о доходах
Автоматизированный сбор деклараций о доходах

Автомобильные бренды в декларациях о доходах (2010-2019 гг)

Алексей Сокирко, февраль 2021, sokirko@yandex.ru

Введение

В этом исследовании мы проанализировали официальные декларации о доходах за 2011-2019 годы, всего 4221355 деклараций. В декларациях чиновника есть запись, какой машиной он (она), его супруга или супруга владеют. Например, так "легковой автомобиль: \nМАЗДА Мазда-6". Из этой записи мы выделяем только название бренда (Mazda) латиницей или кириллицей. В будущем мы планируем выделять модели автомобилей (это довольно сложно). В одной записи может быть информация о нескольких машинах, например, так "а/м Порше Кайен\n\nа/м БМВ 320". Из последней записи мы выделяем два автомобильных бренда - Porsche и BMW. Наша база автомобильных брендов состоит из 226 записей, многие из них довольно экзотические и совсем не встречаются в декларациях. В результате анализа в записях были обнаружены машины 168 автомобильных брендов. Информация о них была помещена в таблицу. В этой таблице для каждого года указано абсолютное число найденных машин этого бренда за год и доля этого бренда в этом году относительно всех остальных брендов. Далее мы пытались увидеть в этой таблице какие-то самые простые тренды.

Автомобилизация чиновников

В среднем по стране автомобилизация на 2019 год оценивается в 31% . С 2011 года автомобилизация по стране выросла с 24% до 31%, т.е. в (31-24)/24=0.29, т.е. в 0.29 раза. Точно выяснить автомобилизацию для чиновников пока нельзя, поскольку текущие алгоритмы не разделяют информацию для разных детей одного и того же чиновника (это нужно исправить в будущем). Однако мы можем посчитать количество машин не на одного человека, а на одну семью. Семья - это примерно и есть одна декларации о доходах, которая включает информацию о владении автомобилей детей и супруги/а. В следующей таблице собраны данные об автомобилизации чиновников по годам.

Год Число деклараций Число автомобилей Процент автомобилей от числа деклараций
2011 358054 243014 67%
2012 507832 366699 72%
2013 477862 385135 80%
2014 442662 383461 86%
2015 464881 420341 90%
2016 495810 460086 92%
2017 524102 492544 93%
2018 523905 505900 96%
2019 426247 418569 98%

Последний столбец получается делением значения из третьего столбца на значение из второго и умножением на 100. Можно назвать это семейной автомобилизацией. 100% здесь - это, когда на каждую семью в среднем приходится по одному автомобилю. 200% - это, когда каждый супруг имеет по автомобилю (что совсем не страшно). Интересно, что рост автомобилизации не прекращается, но явно замедляется. Рост автомобилизации равен (98-67)/67=0.46. Можно ли сравнивать семейную автомобилизацию и просто автомобилизацию? Напрямую, конечно, нельзя. Представим, что есть только 100 человек, разделенных на 40 семей. Пусть раньше каждая вторая семья владела машиной (20 машин), а теперь уже каждая семья владеет машиной (40 машин). Семейная автомобилизация выросла с 50% до 100% (в два раза), и обычная автомобилизация с 20% до 40%. Т.е. семейная автомобилизация может быть получена из обычной умножением на размер семьи (средний размер домохозяйств в РФ - 2.6 человека) и рост семейной и рост обычной автомобилизации сравнимы, если не меняется средний размер семьи (домохозяйства). Приведенные выше данные свидетельствуют, что чиновники явно обгоняют население по скорости автомобилизации.

Отказ от отечественных авто

Для каждой декларации мы проанализировали машины, точнее, только бренды машин, которыми владеет семья чиновника. Таблица по годам с абсолютными количеством найденных автомобилей и долей этого бренда эа этого год находится здесь. Далее сразу было обнаружено, что главным трендом с 2011 года является отказ от отечественных автомобилей, конкретно, от марки Lada. Мы попытались разобраться в ситуации, разделив бренды на дорогие и на средние. Конечно, лучше здесь опираться на конкретные модели автомобилей, но пока у нас нет программы, которая с достаточной точностью выделит модели автомобилей из текста.

В следующей таблице собраны бренды, доли которых сильнее всего изменились за 2011 и 2019 годы. В эту таблицу не входят такие популярные бренды, как Nissan и Mitsubishi, поскольку доля этих брендов довольно стабильна.

Марка 2011 (доля в %) 2019 (доля в %)
ИЖ0,820,53
Lada25,0914,42
Москвич0,470,21
Ока0,140,06
BMW0,861,29
Cadillac0,020,05
Daewoo1,510,71
Datsun0,030,22
Fiat0,390,24
Ford4,393,31
Geely0,050,18
Honda3,142,4
Hyundai3,595,77
Infiniti0,110,24
Jaguar0,030,05
Jeep0,120,19
KIA3,15,93
Land Rover0,841,85
Lexus0,541,11
Mersedes-Benz1,131,72
Opel2,421,82
Renault2,984,24
Rover0,350,69
Skoda1,352,29
Ssangyong0,190,43
Volkswagen2,914,25

В 2011 году доля бренда Lada была 25%, а в 2019 уже 14%. Кажется, что две трети чиновников, которые отказались от машины марки Лады, пересела на бренды эконом-класса (Hyundai, KIA, Skoda, Volkswagen), а треть чиновников - на более дорогие бренды (BMW, Mersedes, Lexus, Land Rover).

Дорогие машины

В очень дорогом сегменте нельзя увидеть тренды, все товары там штучные. Мы не можем сделать никаких выводов из того, факта, что чиновник, например,
купил себе Ламборджини. .

Если спуститься немного ниже по ценовой категории (от спортивных и коллекционных машин к просто дорогим и роскошным автомобилям), тогда тренд начинает просматриваться. Возьмем дорогие бренды из основной таблицы, в которых видны изменения:

Марка 2011 год (кол-во авто) 2019 год (кол-во авто)
Aston Martin57
Bentley2340
Ferrari13
Maybach 019
Porsche95419
Rolls Royce19

C 2011 года в автомобильном парке чиновников "наблюдается взрывной рост" Ролс Ройсов (Rolls Royce). Cредняя цена на auto.ru для новых машин этого бренда - 30 млн. рублей. В каких семьях встречаются такие машины? Известный пластический хирург Казарян, конечно, может позволить себе такую машину. А откуда такая машина у молодого Далгата Махачева (депутат Народного Собрания республики Дагестан от Единой России)? Надо покопаться, наверно, там есть разумное объяснение...